Основные причины задержек на каждом этапе

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Задержкой месячных считается сбой в менструальном цикле, при котором менструальное кровотечение не наступает в предполагаемый срок. Задержка месячных, не превышающая 5-7 дней, не расценивается как патология. Вариантами задержки месячных служат такие нарушения менструального цикла, как олигоменорея, опсоменорея и аменорея, проявляющиеся урежением менструальных кровотечений. Задержка месячных может наблюдаться в разных возрастных периодах жизни женщины: в период полового созревания, в репродуктивную фазу, в пременопаузу и вызываться физиологическими или патологическими причинами.

Естественными, физиологическими причинами задержка месячных объясняется в пубертатном периоде во время становления менструального цикла, когда в течение 1-1,5 лет менструации могут носить нерегулярный характер. У женщин репродуктивного возраста задержка месячных естественна при наступлении беременности и в период лактации. В пременопаузальный период менструальная функция постепенно угасает, происходят изменения ритма, продолжительности менструаций, и задержки месячных сменяются полным их прекращением.

Все прочие варианты задержки месячных, превышающие 5-7 дней, не объясняются естественными явлениями, в таких случаях требуется срочная консультация гинеколога. Менструальный цикл женщины является тонким механизмом, осуществляющим поддержание детородной функции и отражающим любые отклонения в состоянии общего здоровья. Поэтому для лучшего понимания причин и механизмов задержки месячных, необходимо четко представлять, что является нормой и отклонением в характеристике менструального цикла.

Задержка месячных

Задержка месячных

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Все причины, вызывающие задержку месячных, гинекология условно разделяет на две большие группы: физиологические и патологические причины задержки месячных. В ряде случаев задержка месячных бывает вызвана особыми переходными, адаптационными для организма состояниями, и обычно не превышает 5-7 дней. Однако, некоторые из этих состояний являются пограничными, и при их усугублении могут возникать органические нарушения, ведущие к задержке месячных как проявлению той или иной патологии. Обусловленной физиологическими причинами можно считать:

  • задержку месячных, вызванную сильным эмоциональным или физическим напряжением: стрессами, повышенными спортивными, учебными нагрузками или нагрузками на работе;
  • задержку месячных вследствие непривычных изменений в образе жизни: смены характера работы, резкой перемены климата;
  • задержку месячных из-за недостаточного питания и соблюдения строгих диет;
  • задержку месячных в периоды гормональных перестроек: полового созревания или климакса;
  • задержку месячных как состояние после отмены противозачаточных гормональных средств, вызванное временным гиперторможением работы яичников после длительного получения гормонов извне. Если задержка месячных наблюдается на 2-3 циклов, необходимо посетить гинеколога.
  • задержку месячных после применения препаратов экстренной контрацепции, содержащих высокую дозу гормонов;
  • задержку месячных в послеродовом периоде, связанную с выработкой гормона гипофиза пролактина, отвечающего за секрецию молока и подавляющего циклическую функцию яичников. Если женщина не кормит грудью, то менструация должна восстановиться примерно спустя 2 месяца после родов. При осуществлении грудного вскармливания менструация восстанавливается после отнятия ребенка от груди. Однако, если задержка месячных составляет более года после родов, необходимо проконсультироваться у гинеколога.
  • задержку месячных, вызванную простудными заболеваниями (ОРВИ, грипп), хроническими заболеваниями: гастритом, нарушением функций щитовидной железы, сахарным диабетом, заболеваниями почек и мн. др., а также приемом некоторых лекарственных препаратов.
Читать по теме  Как вывести деньги с кошелька вебмани

Во всех случаях, (кроме тех, когда задержка месячных вызвана возрастными гормональными перестройками или лактацией), срок задержки не должен превышать 5-7 дней, в противном случае обязательно необходимо посетить гинеколога, чтобы не допустить развития серьезных заболеваний.

К патологическим причинам задержки месячных относятся, прежде всего, заболевания половой сферы. В этой группе причин выделяют:

  • задержку месячных, вызванную воспалительными (аднексит, оофорит) и опухолевыми (миома матки) заболеваниями половых органов. Воспалительные процессы в половых органах, кроме задержки месячных, могут проявляться патологическими выделениями и болями внизу живота. Эти состояния требуют экстренного лечения, поскольку могут привести к серьезным осложнениям и бесплодию;
  • задержку месячных, обусловленную поликистозом яичников и связанными с ним гормональными нарушениями. Также при поликистозе яичников, кроме задержки месячных, наблюдается прибавка массы тела, появление себореи и угрей, чрезмерный рост волос;
  • задержку месячных, вызванную кистой желтого тела яичника, образующейся вследствие гормонального нарушения. Для рассасывания кисты желтого тела и восстановления нормального месячного цикла, врачом назначается курс гормональной терапии;
  • задержку месячных после прерывания беременности, которая, хоть и встречается довольно часто, но не является нормой. Причиной задержки месячных после аборта могут являться не только резкое изменение гормонального состояния, но механические травмы, наносимые в ходе выскабливания матки;
  • задержку месячных вследствие замершей или внематочной беременности, выкидыша на ранних сроках, требующих экстренного медицинского вмешательства;
  • задержку месячных, вызванную критическими для здоровья набором или потерей веса. Для женщин, страдающих анорексией, задержка месячных может обернуться их полным прекращением.

Таким образом, вне зависимости от причин, задержка месячных является основанием безотлагательного визита к гинекологу.

Характеристика менструального цикла

Функционирование организма женщины детородного возраста имеет циклические закономерности. Месячные кровотечения являются завершающим этапом менструального цикла. Менструальные выделения свидетельствуют о том, что оплодотворения яйцеклетки и наступления беременности не произошло. Кроме того, регулярность менструаций указывает на то, что организм женщины функционирует слаженно. Задержка месячных, напротив, свидетельствует о неких произошедших сбоях.

Наступление первой менструации обычно происходит между 11-15 годами. Поначалу менструальные кровотечения могут приходить нерегулярно, задержка месячных в этот период нормальна, однако спустя 12-18 месяцев менструальный цикл должен окончательно сформироваться. Начало менструации раньше 11 лет и отсутствие после 17 лет является патологией. Задержка наступления месячных до 18-20 лет свидетельствует о явных патологических процессах: общем отставании в физическом развитии, нарушениях функции гипофиза, недоразвитии яичников, гипоплазии матки и др.

В норме менструации наступают и заканчиваются через определенные временные промежутки. У 60% женщин продолжительность цикла составляет 28 дней, то есть 4 недели, что соответствует лунному месяцу. Приблизительно у 30% женщин цикл длится 21 день, и около 10% женщин имеют менструальный цикл длительностью 30-35 дней. В среднем менструальное кровотечение продолжается 3-7 дней, и допустимая кровопотеря за одну менструацию составляет 50-150 мл. Полное прекращение менструаций происходит после 45-50 лет и знаменует собой наступление менопаузы.

Нерегулярность и колебания в продолжительности менструального цикла, систематические задержки месячных свыше 5-10 дней, чередование скудных и обильных менструальных кровотечений, говорят о серьезных отклонениях в здоровье женщины. Для того, чтобы контролировать наступление или задержку месячных, каждой женщине следует вести менструальный календарь, отмечая день начала очередной менструации. В этом случае задержка месячных сразу будет видна.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Задержка месячных и беременность

Беременность является самой частой причиной задержки месячных у женщин детородного возраста. О вероятном наступлении беременности, помимо задержки месячных, свидетельствуют изменения вкусовых и обонятельных ощущений, аппетита, появление тошноты и рвоты по утрам, сонливость, болезненные ощущения в молочных железах. Отвергать возможность наступления беременности нельзя даже в тех случаях, если имел место прерванный половой акт, сексуальный контакт во время менструации, в «безопасные» дни или с использованием презерватива, при наличии внутриматочной спирали, приеме оральных контрацептивов и т. д., так как ни один метод контрацепции не дает 100%-ый контрацептивный эффект.

Читать по теме  Основные критерии выбора кредитной карты

Если случилась задержка месячных, а в предыдущий месяц у женщины были половые контакты, то определить беременность возможно с помощью специальных тестов. Принцип действия всех тестов на беременность (тест-полосок, планшетных или струйных) одинаков: они определяют наличие в моче хорионического гонадотропного гормона (ХГЧ или ХГ), выработка которого начинается в организме спустя 7 дней после оплодотворения яйцеклетки. Концентрация ХГЧ в моче повышается постепенно, и современные, даже самые чувствительные тесты, способны определить его только после задержки месячных и не ранее, чем на 12-14 день после случившегося зачатия. «Читать» результат теста необходимо в первые 5-10 минут. Появление в этот период времени даже едва заметной второй полоски говорит о положительном результате и наличии беременности. Если вторая полоска проявилась позже, то такой результат не является достоверным. При задержке месячных для получения достоверного результата тест на беременность рекомендуется повторить два раза с интервалом 2-3 дня.

Следует помнить, что живя половой жизнью, женщина всегда может забеременеть, поэтому необходимо внимательно следить за менструальным циклом и обращать внимание на задержки месячных. Однако, задержка месячных может вызываться не только беременностью, но и рядом очень других, подчас очень серьезных и опасных для здоровья причин.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 1,5-2 мес.);
  • лепета (с 4-5 мес.);
  • лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
  • первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
Читать по теме  Ставки по кредитам в 2020 году – 15 лучших банков

Обследование при задержке месячных

Для установления причин задержки месячных могут потребоваться обследования, дополняющие гинекологический осмотр:

  • измерение и графическое отображение изменений базальной температуры, позволяющее удостовериться в наличии или отсутствии совершения овуляции;
  • определение в крови уровня ХГЧ, гормонов яичников, гипофиза и других желез;
  • ультразвуковая диагностика органов малого таза для определения беременности (маточной, внематочной), опухолевых поражений матки, яичников и других причин, вызвавших задержку месячных;
  • КТ и МРТ головного мозга для исключения опухолей гипофиза и яичников.

При выявлении заболеваний, сопутствующих задержке месячных, назначаются консультации других врачей-специалистов: эндокринолога, диетолога, психотерапевта и т. д.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что задержка месячных, какими бы обстоятельствами она не была вызвана, не должна остаться без внимания женщины. Задержку месячных могут вызывать как банальная перемена погоды, или радостное ожидание материнства, так и серьезнейшие заболевания. При возникновении задержки месячных своевременная консультация врача освободит от ненужных волнений и переживаний, могущих значительно усугубить это состояние. В семьях, где подрастают девочки, необходимо проводить их грамотное половое воспитание, объясняя, в том числе и то, что задержка месячных является проблемой, решать которую необходимо совместно с мамой и врачом.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Оцените статью
Финансовый аналитик
Добавить комментарий